Откуда берется самопознание?
Когда мы рассматриваем нашу способность к самопознанию, многие из нас сознательно или неосознанно думают о себе как о себе отдельно от наших материальных тел. Однако психологи и нейробиологи согласны с тем, что «Я», которое мы переживаем, является “результатом материальных процессов, составляющих наш мозг и тело”, а не какой-то потусторонней, нефизической субстанцией (Анантасвами, 2017).
Несмотря на то, что мы знаем о нашем мозге, мы обладаем ограниченными знаниями о том, откуда берется наше самопознание.
Самоанализ может оказаться не тем прямым путем к самопознанию, которого мы могли бы ожидать. Вместо этого, более полезным может оказаться рассмотрение себя с альтернативных точек зрения. Подробнее про методы самопознания читайте на страницах специализированного сайта.
В самопознании много “слепых пятен, и эти слепые пятна могут иметь негативные последствия для себя и для других” (Карлсон, 2013, стр. 173).
Уровень нашего самопознания жизненно важен, поскольку недостаточное самопознание связано с более низкой академической успеваемостью и эмоциональными проблемами, а недостаток проницательности может привести к принятию неверных решений (Карлсон, 2013).
Хотя у людей есть некоторое представление о том, на что они похожи, это понимание может быть менее надежным, чем они думают. Исследования показывают, что люди не осознают, как они ведут себя, принимают решения и что их мотивирует (Карлсон, 2013). И полученные результаты показывают, что способность людей познать самих себя несовершенна и далека от того, что может подсказать нам наша интуиция.
Теория самовосприятия предполагает, что мы наблюдаем за своим поведением, соответствующим определенным чертам характера (Карлсон, 2013). Например, мы можем делать выводы относительно нашей щедрости на основе сделанных нами благотворительных пожертвований.
Но есть проблемы.
Количество и качество доступной информации может вводить в заблуждение. Нам часто не хватает способности оценивать свое поведение и свои скрытые мотивы. Невербальное поведение может остаться незамеченным, и мы можем переоценить или недооценить прозрачность наших внутренних состояний (Карлсон, 2013).
Также может быть просто слишком много информации, которую нам приходится воспринимать, когда мы пытаемся наблюдать за собой (Wilson & Dunn, 2004). Мало того, у нас может быть мотивация скрывать некоторые из наших мыслей и чувств – за пределами сознания.
Популярные советы и центральные идеи психоанализа обычно побуждают нас избегать нежелательных мыслей. В результате мы можем подавлять чувства, оставаясь в блаженном неведении, что делаем это (Wilson & Dunn, 2004).
Однако исследования предлагают другие способы углубления самопознания, которые выводят нас за пределы этих ограничений и возможного неправильного направления самоанализа, большинство из которых включают изменение нашей точки зрения.